Шесть базовых движений.
Шесть базовых движений, которые открыла Руэлла Франк миру, позволяют взглянуть на базовые телесные паттерны как на мощную диагностическую систему. Как один из частных взглядов на работу психики в процессе контакта. Наблюдая за новорождёнными детьми, она отметила шесть основных движений, которые формируются у ребёнка в довербальный период для коммуникации с матерью и миром.
Шесть движений - это шесть этапов, которые мы проходим, осуществляя что-либо. Нарушения, блокировки в любом из движений могут сильно затруднять движение в целом или даже делать его невозможным.
Обычно у человека есть нарушения в трёх-пяти движениях. Хотя люди, как правило, довольно четко замечают одно-два движения.
Первое движение - уступание своего веса поверхности (yield).
Уступание - движение, которое воспроизводит и формирует маленький ребёнок. Он беспомощен, ничего не знает об этом мире и потому доверяет матери и тому месту где находится. Т.е. все начинается с доверия и расслабления. И здесь очень важен эмоциональный настрой матери. Если мама спокойна и расслаблена, то и ребёнок расслаблен. Он чувствует, как мама держит его уверенно и решительно. Если же мама напряжена и раздражена, то и ребёнок будет плаксив, напряжён и со скованными движениями.
Во взрослом возрасте это черновато постоянным контролем, невозможностью расслабиться и притуплены телесные ощущения.
Второе движение - толкание (push).
Ребёнок начинает отделять себя от поверхности которой он доверяет, отталкивается от неё. Постепенно осознавая свое тело, он начинает двигаться от поверхности объекта в направлении своего интереса. Малыш становится чуть более автономным. Постепенно он учится ползать стоять и ходить, опираясь на ноги. Так он взращивает способность опираться на свое тело, на свои ощущения, на себя.
Во взрослом возрасте могут страдать личные границы - человек либо будет стремиться присоединиться к кому-то более уверенному и сообразительному. Либо другая крайность - когда тянет все на себе и не способен просить о помощи.
Третье движение - дотягивание до другого (reach).
Ребёнок тянется к другому, игрушкам всем телом. Руками, ногами, глазами, губами он пытается дотянуться до желаемого объекта. Это базовое выражение нашей интенции, энергии желания направленное во вне. При нарушении этого движения во взрослом возрасте люди часто отказываются от своих желаний и стремлений, боятся потерпеть неудачу. Потерян интерес и любопытство к окружающему миру.
Четвёртое движение - ухватывание того, до чего младенец дотянулся (grasp).
Взаимодействие. Дотянувшись до вожделенного объекта, ребёнок взаимодействует с ним всеми органами чувств: пощупать, понюхать, засунуть в рот, переставить с места на место. В этом исследовании он понимает, нравится ему этот предмет или нет. Во взрослом возрасте мы также можем выбирать людей, информацию и решать насколько она для нас питательна, нейтрально или токсична. В этом базовом движении вырабатывается наша терпеливость и настойчивость, разборчивость в достижении целей.
Пятое движение - притягивание к себе (pull).
Впускание. Присвоить себе отличный от себя опыт, удовлетворить себя обладанием. Для младенца первый опыт впускания - это грудное молоко матери. Если в детстве с впусканием было всё хорошо, то во взрослом возрасте мы можем насыщать себя своими достижениями, ощущениями, чувствами и наслаждаться ими. А так же наслаждаться жизнью, радоваться всем разнообразием, которое представляет нам мир.
При нарушении этого движения возникает ненасытность. В ощущениях такого человека возникает как бы чёрная дыра. Он не может насытиться деньгами, отношениями, карьерой, сексом, деньгами и т.д.
Шестое движение - высвобождение захваченного с тем, что бы вступить в новый контакт (release).
Отпускание. Это движение следует логике предыдущих пяти движений. После насыщения и присвоения, обладания и полноты можно отпустить объект интереса и даже поделиться им. Мы не можем делиться тем, чем не обладаем и поэтому возникают странные ситуации, когда человек не может с чем-то или кем-то расстаться.
...
Практически невозможно встретить человека у которого шесть базовых движений по Руэлле Франк развиты гармоничным и оптимальным образом. Такие люди хорошо знают себя, чувствительны к себе и другим, хорошо осознают свои желания и границы. Они слабо подвержена влиянию извне, умеют наслаждаться и вовремя давать отпор.
Нарушений шести движений может быть очень много. Обычно у человека есть нарушения в трёх-пяти движениях. Хотя люди, как правило, довольно четко замечают одно-два движения.
Шесть базовых движений как метафора и символ проявляются в контакте во время психотерапевтической сессии и гештальт терапевт помогает шаг за шагом восстановить продвижение клиента к себе естественному и аутентичному.
Практически невозможно встретить человека у которого шесть базовых движений по Руэлле Франк развиты гармоничным и оптимальным образом. Такие люди хорошо знают себя, чувствительны к себе и другим, хорошо осознают свои желания и границы. Они слабо подвержена влиянию извне, умеют наслаждаться и вовремя давать отпор.
Нарушений шести движений может быть очень много. Обычно у человека есть нарушения в трёх-пяти движениях. Хотя люди, как правило, довольно четко замечают одно-два движения.
Шесть базовых движений как метафора и символ проявляются в контакте во время психотерапевтической сессии и гештальт терапевт помогает шаг за шагом восстановить продвижение клиента к себе естественному и аутентичному.
- Подробности
- Родительская категория: Психология
- Категория: Гештальт-подход
- Просмотров: 1005